1. Ценность
Иногда родители так увлечены процессом покупки книг, что забывают об их адекватном количестве. Если ребенок с удовольствием слушает или читает все приобретения — отлично! Если нет, стоит подумать, куда убрать на время неактуальную литературу. Порой мы начинаем обесценивать то, чего у нас слишком много. Воспитывайте уважение к книгам. Помните, как в детстве мы бережно «чинили» их для библиотеки? Не позволяйте рвать, бросать.
2. Доступность
Пусть у ребенка будет возможность дотянуться до книги самостоятельно. Популярностью пользуются открытые горизонтальные узкие полки, на которые родители ставят книгу таким образом, чтобы малыш видел обложку, а не только корешок. Чаще берите старших детей в книжный магазин, библиотеку, чтобы у них была возможность подобрать литературу по интересам.
3. Удобство и эстетика
Это правило имеет особое значение для детей любого возраста: в книге должен быть понятный шрифт, а иллюстрации нравиться ребенку. Все индивидуально — пробуйте, подбирайте, обращайте внимание на реакцию и эмоции маленького слушателя или читателя. Выбирайте книги вместе!
4. Предлагать, но не заставлять
Всему свое время. Насилие еще никого не привело к положительному результату. Имеет значение не количество, а качество, когда дело касается интереса. Лучше ребенок прочитает сам с удовольствием одну книгу, чем несколько за награду или из страха. Обращайте внимание на осмысление прочитанного, просите пересказывать вслух, читайте по ролям. Сделайте процесс увлекательным. Если речь о школьниках, не обязательно осваивать всю школьную программу. Некоторые произведения можно прочитать в кратком содержании или послушать в аудиоформате. Интерес часто помогает преодолевать сложности.
5. Творчество и интересы
Предлагайте не просто прочитать книгу, а нарисовать иллюстрацию, слепить героя, придумать другой финал. Или попробуйте вместе сочинить историю «а что было потом?» Связывайте интересы ребенка с чтением. Что сейчас для него важно? Одни увлекаются стихотворениями, другие — прозой, третьи — научной литературой. Что интересно именно вашему ребенку? Что беспокоит его сейчас? Отталкивайтесь от его потребностей.
6. Время
Иногда мы слишком рано сдаемся, либо ждем быстрых результатов. Дайте время ребенку и себе. Действуйте постепенно, будьте последовательны.
7. Личный пример
Пожалуй, с этого пункта нужно было начать. Как часто ребенок видит вас с книгой? Обсуждаете ли вы прочитанное вслух? Читайте то, что вам интересно. Постарайтесь, чтобы взрослые книги были не только в электронном формате. Иногда родители говорят: «Да я в его возрасте уже столько книг прочитал! А он…» Не нужно сравнений. Все разные. У вас ведь не соревнование. Пусть чтение будет в удовольствие.
Это ТОЧНО не работает!
1. Поощрения, подарки, оплата. Иногда родителям кажется, что внешняя мотивация может помочь. И это верно. Она отлично будет работать сегодня, но не на перспективу. Поощрения имеют негативную сторону — иногда их количество необходимо увеличивать. Предлагаю все же делать акцент на интересы. Пусть хорошим подарком станет особенная книга, о которой мечтает ребенок.
2. Стыд и сравнения. Есть иллюзия, что сравнивая ребенка мы помогаем ему стать лучше. Это не так. Когда родители говорят: «Посмотри, сколько Петя уже книг прочитал», это вызывает лишь обиду на маму и папу, злость к Пете. Стыд и сравнения приводят к стрессу, а чтение начинает ассоциироваться с негативными эмоциями.
3. Запугивания. «Не будешь читать, просидишь все лето дома». Мало того что ребенок читать не будет, так еще и свежего воздуха его лишают и прогулок, общения с друзьями. Важно понимать, что страх — не лучший товарищ. Он снижает мотивацию и подавляет характер.
Читайте в удовольствие. Не требуйте многого не только от ребенка, но и от себя.